Абитуриенту

Планируя свою профессиональную деятельность, полезно ответить на следующие вопросы:

  1. От каких своих умений и способностей вы получаете наибольшее удовлетворение?
  2. Каковы ваши основные интересы и любимое времяпрепровождение?
  3. Какие учебные предметы у вас любимые?
  4. Чем бы вы хотели заниматься каждый день по 8 часов из года в год?
  5. О какой работе вы мечтаете?
  6. Какие пробелы в знаниях вам необходимо ликвидировать, чтобы получить идеальную для вас работу?
  7. С кем можно посоветоваться, чтобы получить полезную для планирования работы информацию?
  8. Какая работа была бы для вас идеальной? Опишите её как можно подробнее. Представьте себя на этой работе, с кем вы работаете, как проводите время?

Принцип сознательности. Правильно выбрать профессию может человек, осознавший:

– что он хочет (осознавший свои цели, жизненные планы, идеалы, стремления)

– что он есть (знающий свои личностные и физические особенности)

– что он может (знающий свои склонности, способности, дарования)

– что от него требует работа и коллектив.

Принцип соответствия. Профессия должна соответствовать интересам, склонностям, способностям, состоянию здоровья, потребностям общества в кадрах.

 Принцип активности

Профессию надо активно искать самому. Полезно посещать кружки, секции, факультативы; читать литературу, встречаться со специалистами, посещать учебные заведения, самостоятельно обращаться к психологу, профконсультанту.

 Принцип развития.  Развивать в себе качества, которые нужны для любой профессии. Это психические процессы (мышление, память, внимание).Черты характера: трудолюбие, добросовестность, прилежность, организованность, исполнительность, самостоятельность, инициативность, умение переносить неудачи, выдержка, настойчивость.

 Ошибки при выборе профессии.

– выбор профессии за компанию;

– перенос отношения к человеку на саму профессию;

– отождествление учебного предмета с профессией;

– ориентация сразу на профессию высокой квалификации;

– неумение определить путь получения профессии;

– недооценка или незнание своих физических способностей;

– незнание или недооценка своих психологических особенностей;

– неумение соотнести свои способности с требованиями профессии;

– увлечение только внешней стороной профессии;

– предубеждение в отношении престижности профессии;

– незнание требований профессии к человеку;

– устаревшие представления о характере и условиях труда конкретной профессии.

 Выбор профессии – это достаточно серьезный вопрос, к которому стоит подходить обдуманно.

Во-первых, нужно учитывать свои личные интересы.

Во-вторых, оценить собственные способности.

В-третьих, проанализировать соответствие своих личностных качеств с теми качествами, наличия которых требует выбранная профессия.

В-четвертых, изучить возможные жизненные перспективы, которые даст та или иная профессия.

 Выбор профессии

 Профессия и темперамент

 Профессии для холерика

 Легко включается в новую для себя деятельность, быстро приспосабливается к переменам. С трудом переносит однообразную и монотонную деятельность, быстро уставая от нее. Трудно дается необходимость досконального изучения какого –либо предмета или оттачивание нужного навыка. Для поддержания работоспособности на высоком уровне ему требуется постоянное эмоциональное подкрепление, поддержание интереса к работе, новые идеи. Высокая устойчивость к стрессам позволяет холерикам быть хорошими руководителями.

Профессии для меланхолика

Меланхолики успешны в деятельности, требующей внимания к деталям и наблюдательности, но не связанной с большим количеством общения. Предметом труда меланхолика может стать техника, информация, художественные образы, творческая, исследовательская деятельность.

 Профессии для сангвиника

Стабильная работоспособность, практически не зависящая от внешних и внутренних факторов, позволяет сангвиникам успешно реализоваться  во многих профессиях, где используется физический и умственный труд. Навыки общения помогают в профессиях сферы услуг, позволяют стать хорошим руководителем. Легко адаптируются к любому графику работы, с готовностью принимают любые нововведения в деятельности.

Профессии для флегматика

 Флегматик – рекордсмен по работоспособности, он как никто другой может долго и качественно выполнять любую монотонную работу, требующую тщательности. Невозмутимость флегматика полезна во всех сферах деятельности, где требуется хладнокровно проанализировать ситуацию и принять решение. Флегматик незаменим в производстве, администрировании и везде, где требуется поддерживать процессы в стабильном состоянии.

   В качестве вспомогательного средства определения направления профессионального выбора можно использовать опросник по Климову, в котором все существующие профессии делятся на 5 типов по признаку предмета или объекта, с которым взаимодействует человек в процессе труда: Человек-природа, Человек-техника, Человек-человек, Человек-Знаковая система, Человек-Художественный Образ.

При выборе профессии необходимо избегать следующих ошибок:

Выбор профессии «за компанию».

  • Подчинено давлению родителей или других родственников, которые могут внушать вам, что тот вариант, который они предлагают, для вас оптимален.
  • Увлечение только внешней стороной профессии.
  • Перенос отношения к человеку – представителю данной профессии на саму профессию. Очень часто личная симпатия к человеку вызывает желание иметь такую же профессию.
  • Устаревшее представления о характере труда, об особенностях той или иной профессии.
  • Отождествление учебного предмета с профессией.
  • Незнание и недооценка своих физических противопоказаний.
  • Неумение разобраться в своих способностях, особенностях характера, мотивах выбора.
  • Предубеждение в отношении престижности и непрестижности профессии.
  • Недостаточное знание профессии.

При выборе профессии нужно:

  • Знать как можно больше профессий, структуру рынка труда;
  • Определиться в своих интересах;
  • Знать, в каких учебных заведениях можно получить ту или иную профессию;
  • Иметь основной и запасной варианты профессионального выбора;
  • Иметь (желательно) опыт профессиональных проб
  • Оценить свои психологические и психофизиологические особенности личности (склонности, способности, темперамент, характер, состояние здоровья);
  • Знать региональную структуру потребности в кадрах, имеющую свою специфику в каждом регионе;
  • Знать содержательные особенности и условия трудовой деятельности.

Выбирая профессии, важно:

  • Определить свои способности, возможности, интересы и склонности, которые могут способствовать успеху в обучении и работе. Это можно сделать, обратившись к школьному психологу. При этом надо помнить, что даже абсолютно полное совпадение имеющихся у вас качеств с желательными качествами для данной профессии, еще не делает вас готовым специалистом. Так как практически каждая специальность требует определенного уровня знаний и умений, то есть профессионального обучения (образования)
  • Получить информацию об интересующих профессиях: содержание работы, условиях труда, требованиях, предъявляемых профессиями к человеку. Перспективах развития профессий и др.
  • Узнать, в каких учебных заведениях, и на каких условиях можно получить интересующую специальность.
  • Выяснить возможности трудоустройства. Проанализировать собранную информацию, проконсультироваться со специалистом-профконсультантом в центре занятости.

Выбирая учебное заведение:

  • Узнайте вес об учебных заведениях, где можно получить выбранную вами специальность.
  • Убедитесь в том, что вы соответствуете требованиям, предъявляемым к поступающим.
  • Узнайте условия поступления, продолжительность обучения, основные изучаемые дисциплины, какая квалификация присваивается по окончании.
  • Если учебное заведение проводит собеседование, важно основательно к нему подготовиться. Начните с того, что обдумайте причины вашего выбора и ваши профессиональные интересы. Какими умениями и навыками вы обладаете? Как лучше всего показать, что ваши личные интересы и способности соответствуют месту обучения, на которое вы претендуете?
  • Готовясь к собеседованию, уделите время своему внешнему виду. Опрятности и соответствующей одежде сегодня придается огромное значение.
  • Готовясь к поступлению, имейте в запасе несколько вариантов.

Советы психолога

Как настраиваться и как относиться к экзамену?

  1. Экзамен – это ситуация очень серьёзная и важная, но это не катастрофа.

Готовься добросовестно, но не паникуй. Чрезмерная тревога только отнимет у тебя силы. Даже если результат будет не совсем таким, какой ты хотел бы получить, ничего страшного не произойдёт, мир не рухнет.

  1. Думай о том, что ты справишься с экзаменом, мысленно рисуй себе картину успеха. Это придаст тебе уверенности.
  2. Относись к экзамену как к пробе сил. Разве тебе не интересно, насколько хорошо ты справишься с этим испытанием?
  3. Помни, что у ЦТ есть много «плюсов», по сравнению с традиционным экзаменом:

– на ЦТ  оцениваются фактические знания и умение рассуждать, а не умение преподнести знания;

– оценка максимально объективна;

– ты можешь работать по индивидуальной стратегии, выбирать задания в соответствии с тем, на какую оценку претендуешь;

– по результатам ЦТ ты можешь поступить в вуз.

  1. Готовясь к экзаменам, составь план занятий.Равномерно распредели весь материал и старайся ежедневно выполнять запланированное (учить билеты, решать задания).

2.Перед занятиями подготовь свой письменный стол: убери всё лишнее, приготовь всё нужное (учебники, пособия, словари и справочники, тетради, ручки, карандаши и т.д.).

А знаешь ли ты, что расположение в поле зрения предметов жёлтого и фиолетового цветов повышает интеллектуальную активность?

  1. Готовясь к экзаменам, не стремись заучивать наизусть весь учебник. Лучше составлять конспекты по каждой теме: план ответа, схемы, таблицы, рисунки, чертежи и т.д. Это позволит структурировать и упорядочить материал, запомнить его надолго. Основные формулы, понятия, даты можно выписать на листах и развесить над письменным столом, над кроватью, на кухне.
  2. Решай как можно больше тестовых заданий по предметам(есть множество сборников с вариантами заданий). Так ты приобретёшь опыт и уверенность.
  3. Решая тесты, засекай время.На задания из части А в среднем должно уходить по 2 минуты.
  4. Если ты хорошо запоминаешь на слух, то проговаривай материал, проси родителей или друзей прочесть тебе, выслушать твой ответ.
  5. К устному экзамену полезно готовиться, отвечая вслух перед зеркалом. Ты привыкаешь к тому, как выглядишь во время ответа, как звучит твой голос.
  6. Не пренебрегай помощью, которую предлагают тебе твои учителя: посещай факультативы, дополнительные занятия, консультации.На них ты можешь задать вопросы, возникшие у тебя во время самостоятельной подготовки.
  7. Ответственно отнесись ко всем инструктажам по вопросам экзаменов, которые проводятся в школе.
  8. Чередуй занятия с отдыхом. Делай 10-минутный перерыв после каждых 40 минут занятий. Лучший отдых – смена деятельности. Поэтому в перерыве можно сделать зарядку, принять душ, послушать музыку, потанцевать, перекусить, помыть посуду, полить цветы, поиграть с младшим братом или сестрой, с домашним животным, сделать гимнастику для глаз (конечно, не всё сразу, а то до занятий дело вообще не дойдёт). Вечером полезно немного прогуляться и перед сном не садиться за учёбу, иначе может нарушиться сон. Во время отдыха глаза тоже должны отдыхать, поэтому не стоит сидеть перед телевизором или за компьютером. А вот спорт поможет восстановить энергию и снять нервное напряжение.
  9. Помни, что тебе сейчас как никогда необходимо правильно питаться. Ешь рыбу, творог, орехи, курагу, овощи, рис, фрукты, мясо, растительное масло, принимай витамины.

Накануне экзамена

  1. В последний перед экзаменом день не стоит много заниматься. Просмотри свои конспекты. Прими душ, прогуляйся, выспись как можно лучше, ведь завтра ты должен быть отдохнувшим, бодрым, внимательным.
  2. Приготовь одежду, в которой ты пойдёшь на экзамен. Пусть это будет деловая одежда, аккуратная и удобная.В школе может быть холодно, поэтому будет хорошо, если ты наденешь джемпер или пиджак.
  3. Приготовь всё, что ты должен взять с собой на экзамен: пропуск, паспорт,несколько(про запас) гелевых ручек с чёрными чернилами (заранее проверь, хорошо ли они пишут). Ещё обязательно возьми часы.
  4. Утром перед экзаменом обязательно позавтракай, но не объедайся.
  5. На экзамен приходи вовремя: не слишком рано, но и не опаздывая.

На экзамене

  1. Изначально постарайся сосредоточиться и забыть об окружающих.
  2. Внимательно слушай и выполняй все инструкции организатора ЦТ.
  3. Каждый вопрос желательно перечитать дваждыи убедиться, что он понятен. Только после этого следует вписывать ответ.
  4. Начинай отвечать на наиболее лёгкие для тебя вопросы.
  5. «Не застревай»! Пропусти трудные или непонятные задания, отметив их, чтобы не забыть вернуться к ним позже, когда выполнишь основной объём работы.
  6. Помни: в тесте всегда найдутся такие задания, с которыми ты обязательно справишься.
  7. Оставь время для проверки своей работы, чтобы успеть пробежать глазами и заметить явные ошибки.
  8. Если тебе что-то мешает (скрипит стул, качается парта и т.д.), или кто-то тебя отвлекает, или тебе стало плохо, не стесняйся сказать об этом организатору ЦТ.Он должен тебе помочь.
  9. Если ты вдруг сильно разволновался и не можешь сосредоточиться, тебе могут помочь фразы-самовнушения, произнесённые про себя («Я знаю», «Я умею», «Я могу», «Я спокоен», «Я внимателен», «Я всё понимаю», «У меня всё в порядке»), или дыхательные упражнения (сосредоточься на дыхании и делай на четыре счёта вдох, на четыре счёта – выдох).