Профессия дальнего действия

Парадоксальная ситуация: профессия учителя декларируется, как одна из самых уважаемых, почетных и ответственных, и в то же время ее социальная привлекательность и престиж за последнее десятилетие очень снизились. Наталья Викторовна Якжик, опытный филолог, директор Конвелишского УПК, уверена, что ситуация исправима и все зависит от вдохновения и любви к детям.
Жизненный пример
Выбирая свой професси-ональный путь, чаще всего мы видим перед собой пример родителей. Мама и отец Натальи Викторовны всю жизнь посвятили нелегкой стезе сельского хозяйства. От них она впитала огромную любовь к выбранному делу, упорство и ответственное отношение. А благодаря тому, что школьные учителя вовремя заметили интерес девушки к педагогике, выбор пал на педагогический вуз. Да и в последствии, как призналась Наталья Викторовна, рядом оказывались нужные люди: ориентиром служили многие преподаватели, коллеги.
Начинала профессиональный путь Н.В. Якжик в Несвижском районе на Минщине, где и родилась. Позже переехала на Вороновщину, учительствовала и была директором в Иоткишской базовой школе.
Подход креативный. Женский
В 2012 году Наталья Викторовна возглавила коллектив Конвелишской школы. Она стала первым директором-женщиной в этом учреждении.
— Эти перемены дались мне нелегко, — откровенно замечает собеседница и с женской мудростью добавляет: — Но я благодарна коллегам за понимание. На первых порах меня очень поддержал бывший директор школы Бронислав Юльянович Чапля, помог, так сказать, вжиться в коллектив. Теперь мы одна команда, слышим и чувствуем друг друга. Ведь профессионализм заключается и в этом. Да, есть трудности, но мы вместе творчески преодолеваем их, делаем имя школе, работаем на ее авторитет.
Да, надо сказать, что «лицо» учреждения в последнее время заметно преобразилось. При огромной финансовой поддержке отдела образования, спонсорской помощи силами коллектива проделана колоссальная работа. Школа стала уютнее, в ней комфортнее учиться, работать… и побеждать. Конвелишский УПК стремительно покоряет вершины многих конкурсов, состязаний. Среди них есть любимые проекты: республиканские творческие конкурсы «Спасатели глазами детей», «Золотое перо «Белой Руси», международный конкурс эпистолярного жанра, Школа юного журналиста, сотрудничество с Белорусским союзом писателей и многие другие.

1C9A2052

Откровенно и о проблемах
— В последние годы наблюдаю одну особенность современного общества, она оказывает существенное влияние на работу в школе. Это низкий воспитательный потенциал семьи, — рассуждает педагог. — Очень хотелось бы вернуть настоящее уважение к человеку, в том числе к учителю. Большинство людей оторвалось ото всего: идеологию забросили, честно признаться, и к Богу не дошли. Остались где-то «на ростанях». А ведь это очень сказывается на ребенке. В семье закладываются основы. Хочется видеть большее участие родителей, их ответственность за дальнейшую судьбу маленького человека. Теперь же чаще приходится наблюдать перекладывание родительских обязанностей на учителя.
Мне довелось работать как в городской, так и в сельской школе. Свои особенности образовательного процесса характерны для каждой из них. Но большее тепло, близость между учителем и учеником чувствуется все же в последней. Я считаю, что не позволительно быть только урокодателем. Урок не может уйти в никуда, он должен быть эффективным, продуктивным и обязательно найти отклик в душе ученика. Поэтому и коллектив настраиваю на постоянный поиск сильной стороны ребенка. Кому-то нужно развитие интеллектуальное, другому — физическое, иной найдет себя в творчестве, станет хорошим, отзывчивым человеком.
Нужно искать плюсы
Если к любому делу подходить в позитивном ключе, то видятся не сложности, а возможности.
— Четырнадцать населенных пунктов в нашем охвате. Ежедневно по пяти маршрутам школьный автобус доставляет ребят, в школе функционируют три группы продленного дня для детей с 1 по 9 класс. Это добавляет хлопот, с одной стороны, но и дает хорошее подспорье для успешной учебы детей, не у всех дома есть компьютер или возможность поиска дополнительной информации, да и мы можем проконтролировать их подготовку, — приводит пример Наталья Викторовна.
Так и реорганизация школы в УПК поначалу всем показалась, мягко говоря, сплошными неудобствами. Соседство под одной крышей дошколят и школьников добавляет забот администрации учреждения и в хозяйственном плане, и в организации процесса обучения. Но спустя время директор говорит о положительной стороне:
— Мы наблюдаем детей с раннего возраста, выстраиваем системный воспитательный и образовательный процесс, налаживаем преемственность — и получаем результат. К примеру, имеем победителей на конкурсе научно-исследовательских работ уже в детском саду.
Огромный плюс видит Наталья Викторовна и в обучении особенных ребят непосредственно в школе. Помимо социализации детей с особенностями в развитии, происходит сплочение школьного коллектива, улучшается его микроклимат, проявляется взаимопомощь.

1C9A2084

Пропаганда профессии
Говорят: учителем сначала нужно родиться, а после им стать. В нынешнем году из восьми выпускников педагогического класса шестеро, в том числе медалисты, выбрали эту профессию и получают образование в специализированных вузах.
— Почему-то так сложилось, что наши ребята чаще всего становятся медиками, педагогами либо идут в агросферу. Самые востребованные специалисты! — с гордостью отмечает Наталья Викторовна. — Конечно, в этом немалая заслуга команды педагогов: увидеть потенциал, ориентировать и создать крепкую базу знаний. Что касаемо педагогического направления, к примеру, нами налажены хорошие мосты сотрудничества с ГрГУ имени Я.Купалы. В минувшем учебном году ребята посещали «Школу белорусского филолога» при университете, участвовали в студенческих мероприятиях, в том числе на онлайн-площадках, в фестивалях педагогических классов, налажена совместная работа с вузом в пришкольном лагере «Канвалия». Вот так ненавязчиво и с большим интересом растим себе смену.
Надеемся, что эти окрыленные ребята когда-нибудь встретятся с «Хрустальным журавлем». 

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

восемь + 20 =